Замедление темпов развития мировой экономики отражается на уровне потребления металла. Уже скорректированы показатели потребления стали на 2013 год в негативную сторону: +3,2% (ранее +4,5%, разница составит 31,1 млн тонн). Рост потребления в течение последних трех лет становится все меньше и в текущем году достигнет минимальных значений.Основными негативными факторами для металлургического рынка остаются затянувшиеся кризисные явления в Еврозоне, спад в Китае, проблемы с бюджетом в США. Если в предыдущие годы всегда присутствовали проекты, которые являлись локомотивами спроса (инфраструктурные проекты на Ближнем Востоке, нефтегазовые проекты, «вытягивающие» за собой трубное направление и плоский прокат и др.), то и в 2013 году мощных драйверов мирового спроса нет.

На фоне крайне низкого уровня спроса в строительстве и автопроме многие металлурги сократили объемы выпуска металлопроката, часть неэффективных производств была реструктурирована либо просто закрыта. Предпосылок для кардинального изменения ситуации нет. Сценарий развития мирового рынка — умеренно-оптимистичный. В долгосрочной перспективе возможно достижение темпов роста до 4,5 — 6% в год до 2015 года.

В ситуации ослабевающего спроса и для того, чтобы выровнять падение рентабельности сталеплавильного и прокатного производства, российские вертикально-интегрированные холдинги уделяют все больше внимания оптимизации собственных добывающих компаний. Удержанию уровня рентабельности и укреплению позиций на рынке способствуют вывод новых, «нишевых», товаров, уход от низкомаржинальной продукции в сторону более глубокого передела, более дорогих марок сталей. Россия в 2012 году являлась одной из немногих стран, демонстрирующей положительные темпы роста. На фоне сузившихся мировых рынков поставки на внутренний рынок были для многих производителей приоритетными. Высокий в сравнении с предыдущими годами уровень конкуренции металлургических комбинатов на внутреннем рынке способствовал развитию клиентоориентированности, более внимательному и гибкому подходу к запросам покупателей, что позволило сделать очередной шаг к более цивилизованному рынку.

Общий объем потребления металла в РФ по итогам 2012 года составил 53,4 млн тонн. Мощный прирост 2010 года объяснялся эффектом низкой базы кризисного 2009-го, объемы потребления в 2011 году достигли докризисных и по некоторым товарным группам превысили показатели 2008 года. Отражением слабого внешнего рынка, крайне умеренного спроса на внутреннем рынке, мощной конкуренции и избытка предложения стали цены на металлопрокат в прошедшем году. Время резких сезонных ценовых колебаний под влиянием изменчивой конъюнктуры прошло. В 2012 году цены на металлопрокат были существенно менее волатильны, чем в предыдущие годы.

Основные потребляющие металл отрасли в 2012 году так или иначе испытывали давление рынка. Компании топливно-энергетического комплекса снизили уровень потребления (речь идет о закупках ТЭК для ремонтно-эксплуатационных нужд, о закупках строительных компаний, ориентированных на ТЭК и др.). Компании, специализирующиеся на жилищном строительстве, в прошлом году были практически не активны в Москве, основные акценты активности в жилищном строительстве сместились в ближнее Подмосковье и близлежащие к Москве области. Традиционно в сезон металл закупали компании, специализирующиеся на малоэтажной застройке и коттеджном строительстве. Промышленное строительство и реконструкция — одна из немногих отраслей, продемонстрировавшая устойчивый рост в 2012 году.

Многие металлотрейдинговые компании впервые после кризиса отметили сложность в наращивании объемов продаж и катастрофически падающую маржинальность трейдинга в чистом виде. Потребители металлопроката становятся все более требовательными, продажи все более сложными: практически каждый заказ требует индивидуальной проработки. Клиенты заказывают мелкими, частыми и специфичными партиями, это влечет удорожание стоимости складской обработки. Обострившаяся конкуренция заставляет эффективнее выстраивать бизнес-процессы, искать варианты диверсификации бизнеса, новые возможности и рыночные ниши. Клиентоориентированность и эффективность выходят на первый план в работе трейдеров: только эти условия позволяют сохранять лояльность потребителей и удержать уровень маржи.

Одним из ключевых событий 2013 года должно стать открытие новых металлургических мощностей в РФ. Избыточное предложение на фоне слабого спроса на внутреннем рынке будет создавать дополнительное давление на рынок.

Рост металлопотребления в РФ прогнозируется не более 3-5%. Строительная отрасль продемонстрирует рост 7-8% главным образом за счет инфраструктурных проектов. Промышленный сектор будет развиваться за счет прихода прямых российских и иностранных инвестиций, машиностроение на базе проектов по модернизации и обновлению изношенных парков машин и оборудования.

Становится более явной тенденция усложнения и мельчания заказов потребителей. Клиенты из металлоемких отраслей будут еще более требовательными. Существенное развитие получат промышленная кооперация и другие виды взаимоотношений участников рынка, способствующие эффективной и оптимальной работе. Способствовать этому будет все более открытый рынок, обеспеченный развитием отношений в рамках ВТО. На рынке металлотрейдинга продолжится тенденция падения рентабельности. Ценовой тренд вероятнее всего повторит 2012 год — незначительные колебания в узком коридоре.

 

Игорь Чепенко

(председатель совета директоров группы компаний «Брок-Инвест-Сервис»)

«Российская газета»