Лом и отходы черного металла востребованы в металлургической промышленности, поскольку благодаря их переработке происходит реальная экономия природных ресурсов не в ущерб качеству произведенной из них продукции.
Принимаем металлолом в Москве и Области Вывоз и демонтаж. Звоните. 8(916)562-80-36
Сдача на предприятие лома черных металлов предполагает соблюдения ряда требований. В частности, передаче лома на предприятие должна предшествовать его сортировка, значительно облегчающая дальнейшую его переработку. Поэтому важно хорошо ориентироваться в классификации лома чермета.
- Нормативная база, определяющая виды черного лома
- Классы лома черного металла
- Категории лома по ГОСТу
- Виды лома и отходов черных металлов
- Стальной лом черных металлов: вид лома 3А
Нормативная база, определяющая виды черного лома
Классификация (а следовательно, и сортировка) лома черного металла производится с опорой на ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия» от 1977 года (с внесенными в него некоторыми изменениями).
Согласно ГОСТу, лом черного металла подразделяется на классы, категории, виды и группы, что позволяет учитывать и оценивать любые отходы из стали и чугуна. Каждая разновидность вторсырья получает определенный индекс, в котором дана его сжатая характеристика. Этот индекс вкупе с более развернутым описанием вида каждого лома можно найти в таблицах ГОСТа.
Классы лома черного металла
С позиций упомянутого стандарта выделяют два класса черного лома. Основанием деления является доля содержания углерода в металле:
- стальные лом и отходы (содержат менее 2,14% углерода, что справедливо по отношению к железоуглеродистым сплавам с низким процентом примесей);
- чугунные отходы и лом (характеризуются высоким содержанием углерода в железе).
Иногда к этим классам добавляют и третий – нержавеющую сталь. Но ее позиция в классификации не может быть решена однозначно. С одной стороны, нержавейка – результат взаимодействия железа и углерода (чем является также конструкционная сталь и чугун), а с другой стороны, при ее производстве добавляют легирующие элементы – примеси (преимущественно цветных металлов), которые существенно изменяют свойства стали.
Помимо перечисленных классов выделяют вторичный чермет вне класса: доменный присад, окалину, сварочный шлак.
Категории лома по ГОСТу
Кроме классов лом и отходы черного металла распределяются по категориям:
- А (углеродистые соединения);
- Б (легированные соединения).
Обозначение категории входит в индекс, присваиваемый каждой разновидности черного лома. Так, например, категория 5А может включать в себя куски арматуры из углеродистой стали диаметром более 10 мм и длиной более 1 метра, а 5Б – негабаритные куски лома (включая ту же арматуру), но уже из легированной стали.
Классы | Категории | Виды | N вида | Общее обозначение |
---|---|---|---|---|
Стальные лом и отходы | А | Стальные лом и отходы N 1 | 1 | 1А |
А, Б | Стальные лом и отходы N 2 | 2 | 2А, 2Б | |
А, Б | Стальные лом и отходы N 3 | 3 | ЗА, ЗБ | |
А, Б | Стальные лом и отходы N 4 | 4 | 4А, 4Б | |
А, Б | Негабаритные стальные лом и от ходы (для переработки) | 5 | 5А, 5Б | |
А, Б | Брикеты N 1 из стальной стружки | 6 | 6А, 6Б | |
А, Б | Брикеты N 2 из стальной стружки | 7 | 7А, 7Б | |
А, Б | Пакеты N 1 | 8 | 8А, 8Б | |
А | Пакеты N 2 | 9 | 9А | |
А | Пакеты N 3 | 10 | 10А | |
А, Б | Лом для пакетирования N 1 | 11 | 11А, 11Б | |
А | Лом для пакетирования N 2 | 12 | 12А | |
А, Б | Стальные канаты и проволока | 13 | 13А, 13Б | |
А | Стальная стружка N 1 | 14 | 14А | |
А, Б | Стальная стружка N 2 | 15 | 15А, 15Б | |
А, Б | Вьюнообразная стальная стружка (для переработки) | 16 | 16А, 16Б | |
Чугунные лом и отходы | А, Б | Чугунные лом и отходы N 1 | 17 | 17А, 17Б |
А | Чугунные лом и отходы N 2 | 18 | 18А | |
А | Чугунные лом и отходы N 3 | 19 | 19А | |
А, Б | Негабаритные чугунные лом и отходы N 1 (для переработки) | 20 | 20А, 20Б | |
А | Негабаритные чугунные лом и отходы N 2 (для переработки) | 21 | 21 А | |
А | Негабаритные чугунные лом и отходы N 3 (для переработки) | 22 | 22А | |
А | Брикеты из чугунной стружки | 23 | 23А | |
А, Б | Чугунная стружка | 24 | 24А, 24Б | |
Вне класса | А, Б | Доменный присад | 25 | 25А, 25Б |
А, Б | Негабаритный доменный присад (для переработки) | 26 | 26А, 26Б | |
А | Окалина прокатного и кузнечного производства | 27 | 27А | |
А | Сварочный шлак | 28 | 28А |
Виды лома и отходов черных металлов
Основанием для деления лома чермета по видам служат его качественные характеристики. В частности, для приема, транспортировки и дальнейшей переработки вторсырья имеют значения его габариты и внешний вид: листовой или кусковой металл, трубы, обрезь, стружка, пакетированный металл и т.п.
Всего по ГОСТу выделяют 28 видов лома чермета, которые распределяются следующим образом:
- 1-16 – относятся к лому чугуна;
- 17-24 – относятся к лому стали;
- 25-28 – не принадлежат ни к одному из этих классов.
Индекс каждой разновидности лома дает информацию об основном материале лома (сталь или чугун), о том, в каком виде принимается и при соблюдении каких условиях пригоден для дальнейшей переработки.
Наиболее востребованным являются категории:
- 3А – габаритный стальной лом;
- 5А – негабаритный стальной лом, включая балки, швеллеры, трубы большого диаметра, которые сдаются без предварительной разки и сплющивания;
- 11А – лом стали высокого качества в виде труб, листов или полос;
- 12А – достаточно тонкий лом, пригодный для пакетирования (до 40 кг в одном пакете).
Каждый вид согласно классификации, изложенной в ГОСТе, допускает (или, наоборот, не допускает) наличия определенного процента безвредных примесей, окалины, следов коррозии, кислоты и т.п. Стандартом также предусмотрены и способы его фасовки, поскольку от них зависит безопасная его транспортировка к металлургическому предприятию. Это могут быть:
- куски (габариты которых строго оговорены в стандарте);
- брикеты;
- пакеты.
В зависимости от качества и габаритов одна и та же металлическая деталь может относиться к разным категориям. Так, например, трубы можно отнести к категориям 3А, 5А, 11А, 12А в зависимости от размера их сечения и толщины стенок. В зависимости от параметров к разным категориям (3А, 5А) относится арматура или балки. Вместе с тем некоторые детали на лом можно отнести только к определенной категории. Так рама автомобиля или спецтехники подходит под определение вида 5А, а кузов легковой машины – под 12А.
Многие агрегаты (например, электродвигатели) содержат в себе черные и цветные металлы. Поэтому определить весь агрегат к какой-то одной категории лома невозможно: требуется его разборка с последующей сортировкой деталей из металлов разных видов.
Стальной лом черных металлов: вид лома 3А
Эта категория лома наиболее широко используется в металлургической промышленности, поэтому о ней стоит рассказать подробнее.
В категорию 3А входит исключительно стальной лом, не превышающий габаритов 800 (Д) х 500 (Ш) х500 (В) мм. Минимальный вес одного куска такого лома составляет 2 кг, максимальный – 600 кг. Толщина стенок сдаваемого в переработку изделия должна укладываться в пределы 4-8 мм. Если на лом сдаются стальные трубы, то их сечение не должно превышать 42-200 мм (при превышении данного критерия куски труб сплющивают). ГОСТ четко указывает на недопустимость включений в лом 3А цветных металлов.
Такая жесткость требований связана с особенностями перевозки и переработки вторсырья: куски указанных размеров легко транспортируются россыпью в открытом товарном вагоне и отправляются в плавильную печь без предварительной резки, что упрощает производство.
Помимо габаритов учитывается и степень загрязненности вторсырья. Так, на ломе не должно быть:
- ржавчины (то есть она не должна отслаиваться при ударе по нему), хотя небольшой ржавый налет вполне допустим;
- следов кислот;
- следов эксплуатации в условиях высокой температуры.
Лом 3А должен быть чистым, что не исключает допустимости небольшого процента засора (1,5-2%), под которым в данном случае понимаются неметаллические вкрапления (грязь, пыль, песок, следы краски и т.п.).
Лом 3А – категория, востребованная не только благодаря качеству металла и удобству переработки на металлургическом предприятии, но и по причине ее общей распространенности. Скопление лома 3А – естественное следствие проведения работ в сферах:
- строительства – несущие конструкции, швеллеры, арматура, уголки и т.п.;
- машиностроения и ремонта механизмов – валы, шестерни или узлы механизма целиком;
- коммуникаций – трубы отопления, водоснабжения, задвижек и запорной арматуры и т.п.
Предприятия принимают крупные партии лома от нескольких тонн весом. Однако сдавать металлолом в меньшем количестве можно в пункты приема, которые обеспечивают связь с предприятиями металлургической промышленности и передачу им лома уже крупными партиями.