Виды лома черных металловЛом и отходы черного металла востребованы в металлургической промышленности, поскольку благодаря их переработке происходит реальная экономия природных ресурсов не в ущерб качеству произведенной из них продукции.

Принимаем металлолом в Москве и Области Вывоз и демонтаж. Звоните. 8(916)562-80-36

Сдача на предприятие лома черных металлов предполагает соблюдения ряда требований. В частности, передаче лома на предприятие должна предшествовать его сортировка, значительно облегчающая дальнейшую его переработку. Поэтому важно хорошо ориентироваться в классификации лома чермета.

Нормативная база, определяющая виды черного лома

Классификация (а следовательно, и сортировка) лома черного металла производится с опорой на ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия» от 1977 года (с внесенными в него некоторыми изменениями).

Согласно ГОСТу, лом черного металла подразделяется на классы, категории, виды и группы, что позволяет учитывать и оценивать любые отходы из стали и чугуна. Каждая разновидность вторсырья получает определенный индекс, в котором дана его сжатая характеристика. Этот индекс вкупе с более развернутым описанием вида каждого лома можно найти в таблицах ГОСТа.

Классы лома черного металла

С позиций упомянутого стандарта выделяют два класса черного лома. Основанием деления является доля содержания углерода в металле:

  • стальные лом и отходы (содержат менее 2,14% углерода, что справедливо по отношению к железоуглеродистым сплавам с низким процентом примесей);
  • чугунные отходы и лом (характеризуются высоким содержанием углерода в железе).

Иногда к этим классам добавляют и третий – нержавеющую сталь. Но ее позиция в классификации не может быть решена однозначно. С одной стороны, нержавейка – результат взаимодействия железа и углерода (чем является также конструкционная сталь и чугун), а с другой стороны, при ее производстве добавляют легирующие элементы – примеси (преимущественно цветных металлов), которые существенно изменяют свойства стали.

Помимо перечисленных классов выделяют вторичный чермет вне класса: доменный присад, окалину, сварочный шлак.

Категории лома по ГОСТу

Кроме классов лом и отходы черного металла распределяются по категориям:

  • А (углеродистые соединения);
  • Б (легированные соединения).

Обозначение категории входит в индекс, присваиваемый каждой разновидности черного лома. Так, например, категория 5А может включать в себя куски арматуры из углеродистой стали диаметром более 10 мм и длиной более 1 метра, а 5Б – негабаритные куски лома (включая ту же арматуру), но уже из легированной стали.

КлассыКатегорииВидыN видаОбщее обозначение
Стальные лом и отходыАСтальные лом и отходы N 11
А, БСтальные лом и отходы N 222А, 2Б
А, БСтальные лом и отходы N 33ЗА, ЗБ
А, БСтальные лом и отходы N 444А, 4Б
А, БНегабаритные стальные лом и от ходы (для переработки)55А, 5Б
А, ББрикеты N 1 из стальной стружки66А, 6Б
А, ББрикеты N 2 из стальной стружки77А, 7Б
А, БПакеты N 188А, 8Б
АПакеты N 29
АПакеты N 31010А
А, БЛом для пакетирования N 11111А, 11Б
АЛом для пакетирования N 21212А
А, БСтальные канаты и проволока1313А, 13Б
АСтальная стружка N 11414А
А, БСтальная стружка N 21515А, 15Б
А, БВьюнообразная стальная стружка (для переработки)1616А, 16Б
Чугунные лом и отходыА, БЧугунные лом и отходы N 11717А, 17Б
АЧугунные лом и отходы N 21818А
АЧугунные лом и отходы N 31919А
А, БНегабаритные чугунные лом и отходы N 1 (для переработки)2020А, 20Б
АНегабаритные чугунные лом и отходы N 2 (для переработки)2121 А
АНегабаритные чугунные лом и отходы N 3 (для переработки)2222А
АБрикеты из чугунной стружки2323А
А, БЧугунная стружка2424А, 24Б
Вне классаА, БДоменный присад2525А, 25Б
А, БНегабаритный доменный присад (для переработки)2626А, 26Б
АОкалина прокатного и кузнечного производства2727А
АСварочный шлак2828А

pdf fileГОСТ 2787-75

Виды лома и отходов черных металлов

Основанием для деления лома чермета по видам служат его качественные характеристики. В частности, для приема, транспортировки и дальнейшей переработки вторсырья имеют значения его габариты и внешний вид: листовой или кусковой металл, трубы, обрезь, стружка, пакетированный металл и т.п.

Всего по ГОСТу выделяют 28 видов лома чермета, которые распределяются следующим образом:

  • 1-16 – относятся к лому чугуна;
  • 17-24 – относятся к лому стали;
  • 25-28 – не принадлежат ни к одному из этих классов.

Индекс каждой разновидности лома дает информацию об основном материале лома (сталь или чугун), о том, в каком виде принимается и при соблюдении каких условиях пригоден для дальнейшей переработки.

Наиболее востребованным являются категории:

  • 3А – габаритный стальной лом;
  • 5А – негабаритный стальной лом, включая балки, швеллеры, трубы большого диаметра, которые сдаются без предварительной разки и сплющивания;
  • 11А – лом стали высокого качества в виде труб, листов или полос;
  • 12А – достаточно тонкий лом, пригодный для пакетирования (до 40 кг в одном пакете).

Каждый вид согласно классификации, изложенной в ГОСТе, допускает (или, наоборот, не допускает) наличия определенного процента безвредных примесей, окалины, следов коррозии, кислоты и т.п. Стандартом также предусмотрены и способы его фасовки, поскольку от них зависит безопасная его транспортировка к металлургическому предприятию. Это могут быть:

  • куски (габариты которых строго оговорены в стандарте);
  • брикеты;
  • пакеты.

В зависимости от качества и габаритов одна и та же металлическая деталь может относиться к разным категориям. Так, например, трубы можно отнести к категориям 3А, 5А, 11А, 12А в зависимости от размера их сечения и толщины стенок. В зависимости от параметров к разным категориям (3А, 5А) относится арматура или балки. Вместе с тем некоторые детали на лом можно отнести только к определенной категории. Так рама автомобиля или спецтехники подходит под определение вида 5А, а кузов легковой машины – под 12А.

Многие агрегаты (например, электродвигатели) содержат в себе черные и цветные металлы. Поэтому определить весь агрегат к какой-то одной категории лома невозможно: требуется его разборка с последующей сортировкой деталей из металлов разных видов.

Стальной лом черных металлов: вид лома 3А

Эта категория лома наиболее широко используется в металлургической промышленности, поэтому о ней стоит рассказать подробнее.

В категорию входит исключительно стальной лом, не превышающий габаритов 800 (Д) х 500 (Ш) х500 (В) мм. Минимальный вес одного куска такого лома составляет 2 кг, максимальный – 600 кг. Толщина стенок сдаваемого в переработку изделия должна укладываться в пределы 4-8 мм. Если на лом сдаются стальные трубы, то их сечение не должно превышать 42-200 мм (при превышении данного критерия куски труб сплющивают). ГОСТ четко указывает на недопустимость включений в лом 3А цветных металлов.

Такая жесткость требований связана с особенностями перевозки и переработки вторсырья: куски указанных размеров легко транспортируются россыпью в открытом товарном вагоне и отправляются в плавильную печь без предварительной резки, что упрощает производство.

Помимо габаритов учитывается и степень загрязненности вторсырья. Так, на ломе не должно быть:

  • ржавчины (то есть она не должна отслаиваться при ударе по нему), хотя небольшой ржавый налет вполне допустим;
  • следов кислот;
  • следов эксплуатации в условиях высокой температуры.

Лом 3А должен быть чистым, что не исключает допустимости небольшого процента засора (1,5-2%), под которым в данном случае понимаются неметаллические вкрапления (грязь, пыль, песок, следы краски и т.п.).

Лом 3А – категория, востребованная не только благодаря качеству металла и удобству переработки на металлургическом предприятии, но и по причине ее общей распространенности. Скопление лома 3А – естественное следствие проведения работ в сферах:

  • строительства – несущие конструкции, швеллеры, арматура, уголки и т.п.;
  • машиностроения и ремонта механизмов – валы, шестерни или узлы механизма целиком;
  • коммуникаций – трубы отопления, водоснабжения, задвижек и запорной арматуры и т.п.

Предприятия принимают крупные партии лома от нескольких тонн весом. Однако сдавать металлолом в меньшем количестве можно в пункты приема, которые обеспечивают связь с предприятиями металлургической промышленности и передачу им лома уже крупными партиями.